ОЧАРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ

Опубликовано: 07-04-2016 21:52

Да, именно такое название напрашивается концерту, который прошел 4 марта 2016 г. в Хрустальном зале Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова. Но это был не обычный, традиционный концерт с номерной структурой и объявлением конферансье. Правильное его название – концерт-презентация школы-студии электронной музыки PIANOTOMSK. Хочется сразу заметить, что подобный жанр музыкального мероприятия не такое частое явление в деятельности «взрослых» концертных организаций. Можно сказать, что музыкальный колледж находится здесь в выигрышном положении, поскольку его молодежная ученическая аудитория, пожалуй, априори располагает к новшествам, к первым знакомствам с новыми исполнителями, явлениями, проектами, а значит – к презентациям.

Но давайте зайдем в зал и окунемся в атмосферу вечера, который начался достаточно нетрадиционно.
Организатором, режиссером и ведущей концерта была Мария Махмутова - руководитель и преподаватель школы-студии электронной музыки. Во вступительном слове она кратко рассказала об истории возникновения ее детища. Отметив, что клавишный синтезатор как музыкальный инструмент и как учебная дисциплина появился не так давно, преподаватель поведала, как из идеи познакомить студентов колледжа с возможностями электронного инструмента на современном оборудовании возник проект, достаточно быстро реализовавшийся в ее педагогической деятельности. 

Со своим авторским проектом Мария приняла участие во Всероссийском молодежном форуме «Таврида» в Крыму. Более пятисот участников посетили в августе 2015 г. седьмую смену форума «Композиторы и музыканты» и только двадцать два из них оказались победителями и обладателями финансовых грантов. В числе участников седьмой смены и была наша землячка М. Махмутова, проект которой был отмечен федеральными экспертами. Полученный грант был дополнен финансовой помощью со стороны компании «Yamaha» в лице ее представителя Михаила Николаевича Бакуменко. Вся сумма была потрачена на приобретение современных клавишных синтезаторов. А благодаря усилиям предыдущего директора музыкального колледжа Н. И. Чабовской у школы появился отдельный кабинет. В результате достаточно быстро были созданы необходимые условия для успешного функционирования и дальнейшего развития школы-студии.

Презентация началась не с представления радужных перспектив и планов, а с промежуточного подведения итогов полугодичной работы школы-студии, которая открылась только в сентябре 2015 г. За полгода существования школы-студии ее ученики успели принять участие в нескольких колледжских и городских концертах, а также завоевать лауреатские звания в международных и всероссийских конкурсах. В декабре, например, ученики-исполнители выступали на престижной сцене Органного зала Томской областной филармонии. А в конце февраля текущего года студийцы стали иллюстраторами на мастер-классе в рамках областного учебно-методического семинара для преподавателей игры на синтезаторе, который был организован музыкальным колледжем. Ведущим семинара был М. Н. Бакуменко – кандидат искусствоведения, руководитель методического объединения преподавателей синтезатора Новосибирской области. 

Не удивительно, что на сцену сразу были приглашены все участники концерта, хотя обычно это бывает после выступлений. Но логика такого сценарного хода вполне оправдывалась собственно жанром мероприятия: зрителям были представлены не просто исполнители, а именно учащиеся школы-студии. Виолетте Сваровской и Ануш Геворкян М. Махмутова вручила дипломы лауреатов I Международного конкурса «Мир музыки», соответственно ІІ и ІІІ степени. Было также объявлено, что Евгений Шалаев стал дипломантом широко известного в исполнительских кругах IV Всероссийского конкурса «Музыка цифр», проходившего в Уфе. Всем исполнителям, участвовавшим в концерте и вышедшим на сцену, были вручены сертификаты за участие в мастер-классе областного семинара. 

А затем зазвучала музыка. Собственно концертная часть была организована не сухо академически, а с познавательными предуведомлениями-комментариями, в которых М. Махмутова (еще одна ее ипостась – музыковедческая) подчеркивала ту или иную особенность творчества композитора, давала интересные сведения из жизни композитора или исполнительской истории произведения. При этом важным дополнением к музыке служил видеоряд, основанный на пейзажных и портретных изображениях, показе архитектурных видов, фрагментов художественных, мультипликационных, научно-популярных фильмов и т.п. 

Программа концерта включала широко известные произведения классики, народной музыки или мелодии саундтреков из современного кино. М. Махмутова считает, что студентам колледжа не хватает знаний именно неакадемической музыки, которая как-то сама собой выпадает из сферы внимания будущих музыкантов. Поэтому и предлагает своим ученикам познакомиться с современной музыкой, непосредственно созданной для синтезатора, а также с современными переложениями широко известных образцов классической и народной музыки. 
Так, в исполнении В. Сваровской прозвучали финал сонаты Ля-мажор Моцарта, известный как турецкое рондо, «Павана» Габриэля Форе и композиция из многосерийного фильма 1966 г. «Миссия невыполнима». Евгений Шалаев показал «Хоральную прелюдию» И. С. Баха и инструментальную версию широко известной советской песни В. Мигули «Трава у дома», звучавшую очень космически благодаря тембровым возможностям синтезатора. По две композиции исполнили Ирина Ситникова – «Танец феи Драже» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и обработку русской народной песни «Светит месяц», В. Горбачевская – обработку широко известной английской народной мелодии «Зеленые рукава» и мелодию «Розовая пантера» Генри Манчини, Ануш Геворкян – мелодию арии Фантома из оперы «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера и композицию «Обними меня» Хосе Иглесиаса. Также в концерте приняли участие Наталья Бузова (обработка неаполитанской народной песни «Санта Лючия»), Маргарита Сафронова («Малагенья» Исаака Альбениса), Полина Белаш («Романтическая серенада» Поля де Сенневиля и Оливье Туссена), Анна Романенко («Токката» Гастона Роллана), Татевик Нагапетян (обработка армянской народной песни «Ласточка»).
Такой выбор не был случайным, ведь концерт предназначался для самой широкой аудитории, и должен был познакомить слушателей с регистровыми, тембровыми, ритмическими возможностями синтезатора. А на них, безусловно, легче обращать внимание, когда слушаешь знакомую мелодию, знаешь ее авторскую версию. Зрители в зале могли слышать и тембры духовых классических инструментов, и электронные, несколько непривычные, например, «космические» звуки, и звучание народных инструментов, как например армянские од и канон.

Следует отдельно сказать, что концерт выполнял также функцию рекламной акции, цель которой – дать знать томичам о существовании школы-студии, о том, что теперь и в Томске, как и во многих других городах России, есть возможность приобщаться к электронной музыке через практическое освоение синтезатора.
В этом смысле цель проведения концерта-презентации была достигнута. В конце мероприятия публика устроила овации исполнителям. А после концерта люди подходили к Марии Махмутовой, чтобы выразить свое восхищение увиденным и услышанным, чтобы узнать, где и как можно записаться в школу-студию. 
Пожелаем же успехов и молодым исполнителям, и М. Махмутовой в ее интересной и увлекательной, во многом экспериментальной педагогической и исполнительской деятельности, чтобы реализовались самые большие проекты и планы! 

Елена Тюрикова, кандидат искусствоведения

Оставить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
7 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.