Теория музыки

Зачем нужны черные клавиши на клавиатуре?

Опубликовано: 08-11-2018 18:25

Основных причин две.
 
Во-первых, если бы все клавиши были белыми, то клавиатура была бы наполовину шире. Черные клавиши так вставлены между белыми, что в общем не занимают места. Представьте себе, что вам нужно попытаться поместить фортепиано, у которого 88 только белых клавиш (а это обычное для стандартной клавиатуры количество) обычной ширины, в вашу комнату! Даже если комната достаточно просторна для этого, попытайтесь представить, как бы вы на нем играли без специального стула на колёсиках!

Во-вторых, благодаря экономящим место черным клавишам вполне можно одной рукой сыграть октаву, или расстояние от одного до (С) до другого, или от одного ре (D) до другого и т.д. Интервал октавы очень важен, потому что он позволяет удвоить любой конкретный звук. 

Кроме того, внутри октавы (которую обычно играют большим пальцем и мизинцем) вполне можно сыграть любой другой из остающихся одиннадцати тонов. Это позволит вам добавить одну или несколько нот, нужных для гармонии в конкретном произведении. Стоит напомнить, что у черных клавиш нет самостоятельных названий, а образуются они от ближайших к ним белых.

Почему важно играть в медленном темпе?

Опубликовано: 08-11-2018 18:20

Одержимость быстрым темпом – распространённая ошибка начинающих музыкантов. Они всегда пытаются играть быстрее, чем могут. Многие делают это в ущерб музыке, звуку и выразительности. Главное, чтобы побыстрее. А зачем?

Ученик на начальном этапе не способен в полной мере контролировать свои руки, и они просто бегут впереди. Голова и уши в этом процессе не участвуют, все играется на автомате. Ученику скучно играть медленно, потому что он пока не умеет слушать. Он не слышит красоту звука. Для него существует только действие – движение пальцев. А между движениями ничего, просто ожидание следующего движения. И чем это ожидание дольше, тем скучнее ученику. 

Такой подход в корне отличается от мышления музыканта. Для музыканта существует прежде всего звук! Ради звука музыкант делает движение. И когда звук родился, он его слушает. И именно в этот момент звучания он получает максимальное удовольствие. Он старается его продлить. Продлить жизнь звука, насколько это возможно. Чем больше расстояние между звуками, тем дольше живёт каждый звук. Тем больше удовольствия получает музыкант!

Обозначение длительности звуков

Опубликовано: 08-11-2018 18:08

ЦЕЛАЯ - самая длинная. Она тянется, не прерываясь, пока ты считаешь равномерно (лучше вслух): "раз-и-два-и-три-и-четыре-и".

ПОЛОВИННАЯ, или 1/2. Она в 2 раза короче целой и тянется, не прерываясь, пока считаешь: "раз-и-два-и".

ЧЕТВЕРТНАЯ (четверть), или 1/4. Вдвое короче половинной: "раз-и"
ВОСЬМАЯ нота, или 1/8. Эта нота в два раза короче четверти. Имеет два варианта записи. На счет "раз" одна восьмая нота, на счет "и" другая.

ШЕСТНАДЦАТАЯ, или 1/16. В два раза короче восьмой ноты. На счет "раз" исполняются две таких ноты.

Откуда произошли названия нот?

Опубликовано: 08-11-2018 17:40

Согласитесь, что словосочетание "до, ре, ми, фа, соль, ля, си" знакомо почти всем. 
Свои имена ноты получили всего лишь тысячу лет назад. И вот как это случилось. 
Придумал их монах Гвидо д'Ареццо из итальянского городка Ареццо. Причиной послужило то, что каждый музыкант исполнял одну и ту же мелодию по-своему, утверждая что именно его исполнение самое правильное. Гвидо предложил, пожалуй, самую простую и наглядную систему записи музыки на нотном стане. Говорят, что благодаря этому изучение музыки в то время сократилось с десяти лет всего до двух! 

А вот полные имена нот:

  • DO – Dominus – Гocпoдь;
  • RE – rerum – матepия;
  • MI – miraculum – чудо;
  • FA – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечнaя система;
  • SOL – solis – Солнце;
  • LA – lactea via – Mлечный путь;
  • SI – siderae – небесa.