История музыки

"Сюрприз" для лондонских меломанов

Опубликовано: 08-11-2018 18:32

Англичане и сейчас склонны ходить на концерты не столько ради удовольствия послушать музыку, сколько отдавая дань традиции... Однажды, дирижируя в английской столице, Гайдн обратил внимание на то, что, явившись на концерт, лондонские меломаны имеют обыкновение, вместо того чтобы слушать музыку, засыпать, удобно расположившись в своих креслах... 

Испытывая вполне понятное раздражение и обиду, композитор принял свои меры к тому, чтобы сладко посапывающим слушателям жизнь мёдом не казалась... С этой целью он не поленился сочинить новую симфонию — специально для лондонцев! 

Музыкальная дуэль

Опубликовано: 08-11-2018 18:31

Очень гостеприимная Жорж Санд в Ноане часто собирала небольшое общество. Однажды в гостях встретились Лист и Шопен. В один из вечеров Лист играл какое-то произведение Шопена и сделал в нём несколько изменений на свой вкус, на что автор очень обиделся: 

— Мой дорогой друг, если вы делаете мне честь, играя мои сочинения, то я просил бы вас играть их так, как они написаны, или же играть что-нибудь другое. 

Рассерженный Лист встал из-за рояля и предложил Шопену занять его место. Шопен играл так удивительно, что когда закончил, Лист с восторгом произнёс: 
— Вы были правы. Произведения гения должны быть священны, и всякое прикосновение к ним есть профанация. Вы настоящий поэт, и я не могу с вами равняться. 
— У каждого из нас свой жанр, — сухо ответил довольный Шопен. 

Но самолюбие Листа было задето, и он задумал музыкальную месть. 
На другой день, когда все собрались в гостиной, Лист попросил Шопена сыграть что-нибудь. Шопен с удовольствием согласился. По своему обыкновению опустил шторы и погасил все лампы, чтобы играть в полной темноте. Но в это время Лист тихо подошел к Шопену, шепнул ему что-то на ухо и сел вместо него за рояль. Полилась божественная шопеновская мелодия. Гости были в восторге и пребывали в полном убеждении, что играет автор. Когда в гостиную внесли свечи, все увидели за роялем Листа. 

— Ну, что вы скажете? — обратился исполнитель к побледневшему автору. 
— Я скажу то же, что все: я сам думал, что слышу Шопена, — ответил Шопен. 
— Вот видите! — победоносно воскликнул Лист. — Лист всё-таки может быть Шопеном, когда захочет. Но может ли Шопен быть Листом? Я в этом не очень уверен.

Взаимные похвалы

Опубликовано: 08-11-2018 18:28

Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. 
Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил: 

Откуда произошли названия нот?

Опубликовано: 08-11-2018 17:40

Согласитесь, что словосочетание "до, ре, ми, фа, соль, ля, си" знакомо почти всем. 
Свои имена ноты получили всего лишь тысячу лет назад. И вот как это случилось. 
Придумал их монах Гвидо д'Ареццо из итальянского городка Ареццо. Причиной послужило то, что каждый музыкант исполнял одну и ту же мелодию по-своему, утверждая что именно его исполнение самое правильное. Гвидо предложил, пожалуй, самую простую и наглядную систему записи музыки на нотном стане. Говорят, что благодаря этому изучение музыки в то время сократилось с десяти лет всего до двух! 

А вот полные имена нот:

  • DO – Dominus – Гocпoдь;
  • RE – rerum – матepия;
  • MI – miraculum – чудо;
  • FA – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечнaя система;
  • SOL – solis – Солнце;
  • LA – lactea via – Mлечный путь;
  • SI – siderae – небесa.